Адвокатське бюро Марка Бєлкіна «Еталон»
img016

Written on 03.07.2016   By   in Публікації

Л.М.БЕЛКИН

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ)

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, морального и социального развития. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры относительно предоставления помощи родителям и другим лицам, которые воспитывают детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости предоставляют материальную помощь и поддерживают программы, особенно относительно обеспечения ребенка питанием, одеждой и жильем. Следовательно, реализация программ обеспечения ребенка надлежащим питанием является важным международным обязательством государств в социальной сфере.

В большинстве развитых стран вопросы обеспечения качественным питанием школьников и дошкольников приравниваются к вопросу национальной безопасности государства (см. http://www.rprest.ru/info_ad/ и http://www.rprest.ru/school_lunch/). Считается, что сбалансированное горячее питание позволит решить многие проблемы охраны здоровья детей и подростков, увеличить показатели пригодности призывников к военной службе. В конечном итоге речь идет о здоровье нации в целом.
Закон Украины «Об охране детства» определяет охрану детства в Украине как стратегический общенациональный приоритет и с целью обеспечения реализации прав ребенка на жизнь, здравоохранение, образование, социальную защиту и всестороннее развитие устанавливает основные принципы государственной политики в этой сфере. Согласно ст. 5 данного Закона проведение государственной политики относительно охраны детства, разработку и осуществление целевых общегосударственных программ социальной защиты и улучшения положения детей, координацию деятельности центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере обеспечивает Кабинет Министров Украины. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определенной законом, обеспечивают, в частности, проведение государственной политики в сфере охраны детства, разработку и осуществление отраслевых и региональных программ улучшения положения детей, решения других вопросов в этой сфере; организацию бесплатного питания учеников 1 — 4-х классов общеобразовательных учебных заведений, а также детей-сирот, детей из неполных и многодетных семей в профессионально-технических учебных заведениях. Согласно ст. 25 Закона Украины «Об образовании» организация и ответственность за питание в государственных учебных заведениях возлагаются на местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, министерства и ведомства Украины, которым подчинены учебные заведения, руководителей учебных заведений и осуществляются за счет бюджетных ассигнований. Согласно ч. 3 ст. 22 Закона Украины «Об общем среднем образовании» ответственность за организацию питания учеников (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности сдержки в них требований санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм полагается на основателей (владельцев), руководителей этих учебных заведений. Нормы и порядок организации питания учеников (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях устанавливает Кабинет Министров Украины. К организации питания руководители органов образования, как правило, привлекают специализированные предприятия общественного питания (в Украине в последнее время относительно таких предприятий введена терминология «предприятие ресторанного хозяйства»). При существовании СССР порядок взаимодействия с такими предприятиями при организации питания учащихся общеобразовательных школ регулировался Приказом Министерства торговли СССР от 26 декабря 1985 г. N 315 «О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах». Представляется, что как в Российской Федерации, так и в Украине не существует надлежащего нормативно-правового акта, который бы столь универсально и комплексно урегулировал соответствующие правоотношения. В Украине данный пробел в определенной мере попытались урегулировать принятием Методических рекомендаций по организации питания учащихся общеобразовательных учебных заведений, утвержденных Приказом Министерства экономики Украины от 1 августа 2006 г. N 265 (далее — Методические рекомендации), при этом данные Рекомендации во многих аспектах основываются на нормативно-правовых актах бывшего СССР. В частности, в аспекте взаимоотношений органов образования и предприятий — организаторов питания установлено, что органы образования обязаны в каждой общеобразовательной школе предоставлять бесплатно субъектам ведения хозяйства в ресторанном хозяйстве, которые обслуживают учащихся и преподавательский состав, помещения, которые отвечают необходимым санитарно-техническим требованиям, горячую и холодную воду, производить за свой счет капитальный и текущий ремонт этих помещений. Указанная бесплатность всегда была камнем преткновения в указанных взаимоотношениях, особенно когда речь идет о государственных и коммунальных учреждения образования, финансируемых из бюджета. Возникает соблазн устанавливать в этих взаимоотношениях отношения аренды с взиманием соответствующей платы. Поэтому теоретическое обоснование сущности правовых отношений в данном социально важном случае способствует уяснению путей практического построения указанных отношений.
Изложенные выше нормы Законов свидетельствует о том, что:

— ответственность за организацию питания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях возлагается на учредителей (владельцев), руководителей этих учебных заведений;

— питание детей в учебных и оздоровительных заведениях обеспечивается непосредственно в заведении;

— предоставление питания осуществляется предприятиями общественного питания, работники которых, находясь в штате этого предприятия, реально работают в школьной столовой;

— между учредителем (владельцем) и организациями (предприятиями), которые осуществляют питание, заключается договор относительно организации питания учащихся. Отсюда возникает проблема гражданско-правовых отношений при выполнении таких договоров.

Суть правоотношений между учредителем (владельцем) учреждения образования и предприятиями общественного питания по поводу питания учащихся заключается в том, что такой учредитель (владелец), который согласно ч. 3 ст. 22 Закона Украины «Об общем среднем образовании» отвечает за осуществление работы по организации такого питания, нанимает для выполнения этой работы соответствующую организацию общественного питания (выступает заказчиком этой работы), а эта организация выполняет работу по заданию учредителя (владельца), т.е. выступает исполнителем работы. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 837 Гражданского кодекса Украины по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязывается на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязывается принять и оплатить выполненную работу. Договор подряда может заключаться на изготовление, обработку, переработку, ремонт вещи или на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Таким образом, исполнителя и заказчика связывают отношения подотряда. Вместе с тем существует позиция, что исполнитель должен работать в помещениях и на оборудовании заказчика на условиях аренды. Выяснение настоящих отношений между исполнителем и заказчиком, как отмечалось, имеет большое значение для установления условий, на которых исполнитель работает в помещении и на оборудовании заказчика, особенно когда такой заказчик является государственным или коммунальным заведением образования. В упомянутом выше Приказе Министерства торговли СССР от 26 декабря 1985 г. N 315 утверждался типовой договор по организации питания. Согласно п. 3.3 указанного типового договора орган образования обязан «предоставлять бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим учащихся и преподавательский состав, помещения, отвечающие необходимым санитарно-техническим требованиям, горячую и холодную воду, производить за свой счет капитальный ремонт этих помещений». Имеет ли это требование законодательные основы в современных гражданско-правовых отношениях?

Согласно ч. 1 ст. 759 Гражданского кодекса Украины по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязывается передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок. Согласно ч. 1 ст. 762 Гражданского кодекса Украины за пользование имуществом с нанимателя взимается плата, размер которой устанавливается договором найма. Если размер платы не установлен договором, он определяется с учетом потребительского качества вещи и других обстоятельств, которые имеют существенное значение.

Из отмеченных норм можно прийти к выводу, что отношения найма (аренды) могут основываться исключительно на платной основе — это есть императивное требование закона. Даже если плата не предусмотрена договором, она определяется опосредствованно — с учетом потребительского качества вещи и других обстоятельств, которые имеют существенное значение. При таких условиях арендодателя (наймодателя) не интересует сам по себе результат работы, конечная цель для наймодателя — получить плату за использование его имущества.

Следует также отметить, что согласно ч. 2 ст. 759 Гражданского кодекса Украины законом могут быть предусмотренные особенности заключения и выполнения договора найма (аренды). Относительно найма (аренды) государственного и/или коммунального имущества такие особенности предусмотрены Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества». Согласно ч. 1 ст. 2 данного Закона арендой является основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Согласно ст. 5 данного Закона арендодателями относительно недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности, являются органы, уполномоченные органами местного самоуправления управлять этим имуществом. Согласно ч. 1, 7 ст. 9 данного Закона физические и юридические лица, которые желают заключить договор аренды, направляют заявление, проект договора аренды, а также другие документы согласно перечню, который определяется Фондом государственного имущества Украины (далее — материалы), соответствующему арендодателю, отмеченному в ст. 5 данного Закона. Органы, уполномоченные управлять имуществом, которое принадлежит Автономной Республике Крым или находится в коммунальной собственности, рассматривают поданные материалы и в течение 15 дней после поступления материалов сообщают предприятию о своем решении (предоставление разрешения относительно заключения договора аренды или отказ). При наличии заявлений об аренде целостного имущественного комплекса предприятия, его структурного подразделения (при условии отсутствия заявления хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива предприятия его структурного подразделения) или заявлений об аренде недвижимого имущества (при условии отсутствия заявления бюджетного учреждения, организации) от двух или больше физических или юридических лиц арендатор определяется арендодателем на конкурсных принципах.
Из отмеченных норм следует, что, во-первых, согласно Закону «Об аренде государственного и коммунального имущества» аренда имущества может быть исключительно платной. Во-вторых, органы, уполномоченные управлять учреждениями образования, и органы, уполномоченные управлять имуществом, являются различными. Различными являются и процедуры заключения договоров на организацию питания учащихся, с одной стороны, и договоров аренды — с другой. Это может привести к ситуации, когда необходимость соблюдения всех процедур приведет к необходимости заключения договоров с разными лицами, особенно при условии применения ч. 7 ст. 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» в части признания арендатора на конкурсных принципах. А следовательно, для организатора питания учащихся общеобразовательных школ статус арендатора является невозможным.

Указанный вопрос был предметом исследования Хозяйственного суда Донецкой области по делу N 6/116пд, где организатор питания учеников — ООО «Краматорский комбинат детского питания» — на основании ст. ст. 213, 637 Гражданского кодекса Украины просил истолковать содержание договора на организацию питания учащихся общеобразовательных школ.

Исходя из отмеченных норм материального и процессуального права, проанализировав характер отношений сторон в процессе организации питания учащихся общеобразовательных школ, Хозяйственный суд Донецкой области в решении от 30 мая 2006 г. по делу N 6/116пд пришел к таким выводам.
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона Украины «Об общем среднем образовании» ответственность за организацию питания учеников в общеобразовательных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности возложена на учредителей (владельцев), руководителей этих учебных заведений. Таким образом, заказчик (орган образования) как представитель владельца отвечает за организацию питания учащихся общеобразовательных школ и нанимает для этого других лиц (исполнителей), перед которыми ставит задачу организовать питание учащихся. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 837 Гражданского кодекса Украины по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Договор подряда может заключаться на изготовление, обработку, переработку, ремонт вещи, или на выполнение другой работы с передачей ее результатов заказчику. Таким образом, исполнителей и заказчика связывают отношения подряда, в результате которых возникает результат — обеспечение кормления детей.

Согласно ч. 1 ст. 839 Гражданского кодекса Украины подрядчик обязан выполнить работу, определенную договором подряда, из своего материала и своими средствами, если иное не установлено договором.

Договорами между исполнителями и заказчиком предусмотрено их выполнение из своего материала (пищевое сырье), но средствами (помещение и оборудование) заказчика.

Таким образом, работа подрядчика в помещении на оборудовании заказчика (школьных столовых) соответствует нормам закона.Суд не соглашается, что заказчика и исполнителя связывают отношения аренды. Согласно ч. 1 ст. 759 Гражданского кодекса Украины предметом договора аренды является передача наймодателем нанимателю имущества в пользование за плату. То есть при таких отношениях наймодателя не интересует работа (результаты работы) нанимателя как таковая. Конечная цель для наймодателя — получить плату за использование его имущества. В спорных отношениях заказчика интересует не любая, а конкретная работа, ради которой заказчик приглашает исполнителей. Поэтому в пределах договоров, которые обсуждаются, действуют не отношения аренды, а отношения подряда, как указано выше, исходя из ст. 22 Закона Украины «Об общем среднем образовании». Что касается правомерности предоставления имущества (помещения и оборудования) именно в бесплатное пользование, то суд соглашается, что при толковании этого положения в соответствии с ч. 4 ст. 213 и ч. 2 ст. 637 Гражданского кодекса Украины должны браться во внимание обычаи делового оборота и тексты типовых договоров. В качестве обычаев делового оборота в соответствии с примерами, приведенными сторонами, суд взял аналогию бесплатного пользования медицинскими кабинетами; при этом форма собственности заведений охраны здоровья не имеет значения, учитывая равноправие форм собственности. Кроме того, и организаторы питания могут быть коммунальной формы собственности, а в данном случае речь идет именно об обычаях делового оборота, т.е. об общих фактах. В качестве типового договора был принят типовой договор, утвержденный Приказом Министерства торговли СССР от 26 декабря 1985 г. N 315. При этом суд пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела данный Приказ был в Украине действующим, поскольку иного нормативно-правового акта, регулирующего отношения в такой специальной и деликатной сфере, не существовало. В результате отмеченного анализа суд принял решение истолковать содержание договоров между предприятиями — организаторами питания учащихся общеобразовательных школ, с одной стороны, и отделом образования, с другой стороны, таким образом, что указанные договоры не являются договорами аренды, а являются договорами подряда, где в лице подрядчиков выступают указанные предприятия, а в лице заказчика выступает отдел образования, который в пределах договора подряда правомерно предоставляет в бесплатное пользование помещение и имущество в количестве и состоянии, необходимых для надлежащего выполнения работ.

Следует отметить, что на момент принятия решения суд дополнительно мог бы в качестве обычая делового оборота применить также Приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 5 марта 2004 г. N 93 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы заведений ресторанного хозяйства при высших учебных заведениях». Отмеченные Методические рекомендации содержат типовой договор об организации ресторанного хозяйства при высших учебных заведениях. Согласно указанному типовому договору предметом договора определены общие обязательства организации — организатора питания, с одной стороны, и высшего учебного заведения, с другой стороны, совместно организовывать питание студентов (преподавателей, работников) высшего учебного заведения в предприятии ресторанного хозяйства организации. При этом в качестве обязательства высшего учебного заведения определены: предоставление организации безвозмездно с отоплением и освещением производственных, торговых, складских, административно-бытовых и других помещений для организации столовой (кафе, буфета, магазина кулинарных изделий и т.п.); предоставление безвозмездно для столовой (кафе, буфета, магазина кулинарных изделий и т.п.) электроэнергии, горячей и холодной воды, топлива для приготовления еды; приобретение и предоставление заведению ресторанного хозяйства организации безвозмездно торгово-технологического, холодильного, механического, немеханического, подъемно-транспортного и другого оборудования, мебели. Указанное имущество высшее учебное заведение учитывает на своем балансе; осуществление за счет высшего учебного заведения капитального и текущего ремонта помещений, оборудования, мебели, которые предоставлены заведению ресторанного хозяйства организации, а также осуществление технического надзора за всеми инженерными коммуникациями; осуществление оплаты счетов за техническое обслуживание, работы по планово-предупредительному (малому, среднему) и капитальному ремонту холодильного, технологического и другого оборудования в случае, если эти работы выполняются на договорной основе с соответствующими ремонтными организациями; осуществление за счет высшего учебного заведения охраны заведения ресторанного хозяйства в нерабочее время; разработка вместе с организацией и внедрение мероприятий по улучшению питания студентов.

Отмеченный подход полностью отвечает концепции подрядного договора, в соответствии с которым владелец заведения образования приглашает специализированную организацию для организации питания лиц, которые учатся в этом заведении, а также преподавателей и других работников этого заведения и в соответствии со ст. ст. 839 — 841 Гражданского кодекса Украины предоставляет для этой цели свои средства производства. При таких условиях абсолютно правомерными являются выводы Методических рекомендаций N 265, принятых уже после постановления отмеченного выше судебного решения относительно необходимости предоставления школьной столовой на бесплатной основе помещения с освещением и отоплением, горячей и холодной воды, электроснабжения, оборудования, посуды, кухонного инвентаря, спецодежды и т.п., предоставления организациям (предприятиям ресторанного хозяйства) помещений пищеблоков (столовых) без взыскания арендной платы.

Таким образом, в данной работе обоснованы теоретические основы заключения договоров на организацию питания учащихся общеобразовательных школ. Приведенное обоснование соответствующих правоотношений как правоотношений не аренды, а подряда, в пределах которого заказчик приглашает специализированную организацию для организации питания учащихся и преподавателей и с этой целью безвозмездно предоставляет в пользование соответствующие средства производства. Отмеченные выводы имеют практическое значение для установления соответствующих правоотношений в настоящее время, а также для разработки общеобязательных нормативно-правовых актов в будущем.

Социальное и пенсионное право, 2010, № 2, с. 19 – 23.