Адвокатське бюро Марка Бєлкіна «Еталон»
img016

Written on 03.07.2016   By   in Публікації

Закрытое общество — закрытая информация?

Марк Белкин, юрист
Леонид Белкин, председатель правления ЗАО

Акционерное общество — это коммерческая организация, формирующая свой капитал посредством выпуска и размещения акций. Акция — один из видов ценных бумаг. Акции акционерного общества удостоверяют обязательственные права участников общества (его акционеров) по отношению к обществу. По своей экономической природе акционерные общества, как эмитенты ценных бумаг — акций, являются участниками рынка ценных бумаг. Акционерные общества, как эмитенты, должны регулярно предоставлять информацию о своей деятельности. При этом акции не всех акционерных обществ обращаются на открытом рынке ценных бумаг. Поэтому и требования по раскрытию информации не могут быть одинаковыми для различных видов акционерных обществ.

Акционерные общества по своей экономической природе являются участниками рынка ценных бумаг. Уставный капитал акционерных обществ формируется уже на этапе создания, путем оплаты размещаемых ими ценных бумаг — акций. Конечно, акции далеко не всех акционерных обществ свободно обращаются на открытом рынке ценных бумаг. Но сама правовая природа акций, порядок их отчуждения и предоставляемые ими права таковы, что необходимым условием нормальной деятельности эмитентов и построения ими нормальных взаимоотношений с другими участниками рынка ценных бумаг, является их (эмитентов) информационная прозрачность и открытость. С этой целью законодательство возлагает на эмитентов обязанность регулярно и в полном объеме предоставлять информацию о своей деятельности. При этом порядок и объем сообщаемой информации тем больше, чем активнее эмитент вовлечен в деятельность на фондовом рынке. Требования к различным видам акционерных обществ по раскрытию информации не могут быть одинаковыми. Наибольшая нагрузка по раскрытию информации лежит на акционерных обществах, осуществивших размещение ценных бумаг на публичном рынке капитала путем проведения открытой подписки и включенных в котировальные списки бирж. В связи с этим возникает проблема особенностей раскрытия информации закрытыми акционерными обществами.

Раскрытие информации может осуществляться следующим образом:

путем публикации сведений в ленте новостей, сети Интернет, средствах массовой информации;

направления информации в соответствующие органы государственной власти;

направления информации в адрес акционеров эмитента, участников рынка ценных бумаг;

предоставления доступа к сведениям, хранящимся по месту нахождения эмитента или иному адресу.

Как же информировали раньше?

В соответствии с п. «г» ст.10 Закона о хозобществах, участники общества имеют право получать информацию о деятельности общества. По требованию участника общество обязано предоставлять ему для ознакомления годовые балансы, отчеты общества о его деятельности, протоколы собраний. Согласно ст.24 Закона Украины от 18.06.91 г. № 1201-ХІІ «О ценных бумагах и фондовой бирже» эмитент был обязан не реже одного раза в год информировать общественность о своем хозяйственно-финансовом положении и результатах деятельности. Годовой отчет должен был быть опубликован не позже девяти месяцев года, следующего за отчетным, и направлялся держателям именных акций и регистрирующему органу — в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (далее – ГКЦБФР). В частности, следует отметить, что ГКЦБФР должен был подаваться именно обнародованый отчет. Получалось, что специальным законодательством выдвигались одинаковые требования относительно подачи отчетности для всех видов акционерных обществ – и для открытых, и для закрытых.

Порядок представления отчетности акционерными обществами в ГКЦБФР в период до 30.09.2007 г. регулировался Положением № 227. В частности, пункт п.2.4 Положения № 227 содержал следующее требование: годовой отчет эмитента подается при условии, что в его текстовой части есть подтверждение аудитором (аудиторской фирмой) годового баланса и справки о финансовом состоянии. Порядок обнародования отчетности всеми эмитентами регулировался Решением № 221. В соответствии с п.2 Решения № 221, акционерные общества (открытые, закрытые), предприятия-эмитенты облигаций до 30 сентября следующего за отчетным года, должны были публиковать годовой отчет эмитента в одном из официальных печатных изданий Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины или ГКЦБФР, или размещать на Wеb-сайте одного из информационных агентств.

Таким образом, специальное законодательство, касающееся отчетности акционерных обществ, достаточно продолжительное время не делало различий между открытыми и закрытыми акционерными обществами. Отчитываться должны были и те, и другие. Но все изменилось со вступлением в силу с 01.01.2004 г. ГКУ.

Что же изменилось?

В части пятой ст.152 ГКУ записано следующее: «акционерное общество, которое проводит открытую подписку на акции, обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, сведения о прибылях и убытках, а также другую информацию, предусмотренную законом». Согласно ст.162 ГКУ, акционерное общество, которое обязано в соответствии с законом публиковать для всеобщего сведения документы, предусмотренные ст.152 ГКУ, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или с его участниками. Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе такого, которое не обязано публиковать для всеобщего сведения документы, должна быть проведена в любое время по требованию акционеров, которые в совокупности владеют не менее чем десятью процентами акций. Таким образом, ГКУ разделил все акционерные общества на такие, которые обязаны публиковать отчетность и проводить аудиторскую проверку (это акционерные общества, которые проводят открытую подписку на акции) и на такие, которые не обязаны публиковать отчетность и проводить аудиторскую проверку (это акционерные общества, которые не проводят открытую подписку на акции).

В п.4 Заключительных и переходных положений ГКУ сказано, что его нормы применяются к гражданским отношениям, которые возникли после вступления ГКУ в силу. Относительно гражданских отношений, которые возникли до вступления в силу ГКУ, его положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли или продолжают существовать после вступления его в силу. Следовательно, на основании норм ГКУ с 1 января 2004 года круг акционерних обществ, которые в соответствии с Законом о ценных бумагах и фондовой бирже (и его ст. 24 в частности) должны были обнародовать свою отчетность, ограничивался исключительно обществами, которые проводят открытую подписку на акции. Кроме того, требования о том, что в ГКЦБФР подается только обнародованная отчетность, и что она должна подтверждаться выводом аудитора в полной мере были возложены только на общества, проводящие открытую подписку на акции.

Таким образом, после вступления в силу ГКУ обязанность подавать отчетность в ГКЦБФР в полной мере возлагается лишь на акционерные общества, проводящие открытую подписку на акции. А какие именно акционерные общества проводят открытую подписку на акции, сказано в ст.25 Закона о хозобществах: «К акционерным обществам относятся: открытое акционерное общество, акции которого могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на биржах; закрытое акционерное общество, акции которого распределяются между основателями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже».

Согласно ст.25 Закона о хозобществах, акции закрытого акционерного общества распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже, то есть относительно этих акций не осуществляется открытая подписка. Следовательно, с 1 января 2004 года, на основании норм ГКУ, закрытые акционерные общества не должны обнародовать свою отчетность, не обязаны проводить аудиторскую проверку и не должны отчитываться перед ГКЦБФР. Следует отметить, что частично с такой позицией соглашалась и сама ГКЦБФР. Так, с целью приведения Положения № 227 в соответствие с ГКУ, в него Решением ГКЦБФР от 01.12.2005 г. № 687 были внесены изменения. В частности, в абзаце втором п.1.1 Положения № 227 слово «общественности» было заменено словом «акционеров». И если до этих изменений в абзаце втором п.1.1. Положения № 227 говорилось, что «Годовой отчет — это документ (в бумажной и электронной формах), который характеризует хозяйственно-финансовое положение и результаты деятельности эмитентов с целью информирования общественности», то после внесения изменений в нем уже было записано, что «Годовой отчет — это документ (в бумажной и электронной формах), который характеризует хозяйственно-финансовое положение и результаты деятельности эмитентов с целью информирования акционеров». То есть, ГКЦБФР признала, что, с учетом норм ГКУ, закрытое акционерное общество должно информировать не общественность, а исключительно своих акционеров, что соответствовало и п.«г» ст.10 Закона о хозобществах.

С 12.05.2006 г. вступил в действие Закон о ЦБ. В ст.39 Закона о ЦБ сказано, что эмитенты, которые осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг, должны своевременно и в полном объеме раскрывать следующую информацию:

о финансово-хозяйственном положении и результатах деятельности эмитента в сроки, установленные законодательством;

о любых действиях, которые могут повлиять на финансово — хозяйственное состояние эмитента и привести к значительному изменению цены на его ценные бумаги.

Понятие раскрытия информации определено частью четвертой ст.40 Закона о ЦБ.

Ст.40 Закона о ЦБ

(Извлечение)

  1. Годовая информация об эмитенте является открытой и подлежит обнародованию эмитентом в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, путем опубликования ее в одном из официальных печатных изданий Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины или Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и размещению в общедоступной информационной базе данных Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о рынке ценных бумаг.

Экземпляр официального печатного издания, в котором опубликована годовая информация об эмитенте, он (эмитент) отсылает в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

То есть, раскрытие информации (обнародование) означает предоставление информации ГКЦБФР и публикацию информации в прессе. А поскольку ст.39 Закона о ЦБ предусматривает раскрытие информации только для эмитентов, которые осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг, то казалось очевидным, что на закрытые акционерные общества это требование не распространяется.

Однако ГКЦБФР вместе с Министерством юстиции Украины посчитала по-другому. Так, 01.06.2006 г. появилось письмо Министерство юстиции Украины № 20-39-380. В нем Министерство юстиции, пользуясь тем, что в ст.ст. 40 и 41 Закона о ЦБ законодатель относительно эмитентов не повторил слова «которые осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг», «разъяснило», что нормы части пятой ст.152 ГКУ и ст.39 Закона о ЦБ направлены на урегулирование вопросов раскрытия информации эмитентами, которые осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг, тогда как ст.40 и 41 Закона о ЦБ регулируют отношения относительно предоставления регулярной и особенной информации всеми эмитентами, и устанавливает, в частности, порядок обнародования такой информации. Такое толкование Закона о ЦБ противоречило принципам законотворческой техники и здравому смыслу. Действительно, зачем было в ст.39 Закона о ЦБ упоминать об эмитентах, «которые осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг», чтобы затем таким изощренным способом принуждать пользователей этого Закона догадываться, что в ст.ст.40 и 41 Закона о ЦБ речь идет, оказывается, все-таки обо всех эмитентах.

ГКЦБФР своим Решением № 417 от 20.06.2006 г. утвердила «Инструктивное письмо относительно порядка представления регулярной и особенной информации эмитентами ценных бумаг и информирования общественности эмитентами ценных бумаг о своем финансово-хозяйственном состоянии и результатах деятельности», которым полностью продублировала указанное письмо Министерства юстиции Украины от 01.06.2006 г. № 20-39-380. Своим Инструктивным письмом ГКЦБФР выдвигала требования, в частности, относительно подачи и обнародования отчетности закрытыми акционерными обществами. А 19.12.2006 г. ГКЦБФР приняла Положение № 1591. Этот документ отменял с 01.10.2007 г. действие Решения № 221 и Положения № 227. В то же время в новом «Положении о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» был Раздел VI «Состав и порядок представления годовой информации эмитентами–закрытыми акционерными обществами», которым выдвигались требования раскрытия информации закрытыми акционерными обществами, которые не осуществляли открытое размещение ценных бумаг. В этом разделе фактически дублируются положения части третьей ст.40 Закона о ЦБ относительно требований к отчетности эмитентов, но применительно к закрытым акционерным обществам. В частности, выдвигаются требования об обязательном предоставлении закрытыми акционерными обществами вывода аудитора (что прямо противоречит части первой ст.162 ГКУ), а также требования о предоставлении сведений о листинге ценных бумаг (чего невозможно для акций закрытого акционерного общества, поскольку, согласно ст.25 Закона о хозобществах, они не могут покупаться и продаваться на бирже). Кроме того, согласно части четвертой ст.14 Закона о бухучете, годовую финансовую отчетность обязаны обнародовать открытые акционерные общества, предприятия–эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения. Таким образом, Раздел VI Положения № 1591 противоречит действующему законодательству, в частности, ГКУ, Закону о бухучете и ст.39 Закона оЦБ.

И что же делать ЗАО?

Конституция Украины предоставляет для всех лиц, чьи права и законные интересы нарушены обращаться для защиты своих интересов в суд. Естественно, ГКЦБФР настаивает на получении отчетности не только от открытых акционерных обществ, но и от закрытых. И закрытым акционерным обществам не остается иного, как в суде отстаивать свою правоту и право не подавать лишних отчетов (тем более, что составить их не так уж и просто).

Так, закрытое акционерное общество, зарегистрированное в Донецкой области, подало Донецкому территориальному управлению ГКЦБФР годовой отчет за 2005 год, но не осуществило информирования общественности о своем хозяйственно-финансовом положении за этот год. Усмотрев в этом нарушение требований Решения № 221, Донецкое территориальное управление ГКЦБФР приняло распоряжение об устранении этого нарушения, и применило к этому обществу санкцию в виде предупреждения. Не согласившись с этими решениями территориального управления ГКЦБФР, общество обжаловало их в судебном порядке. Одновременно, поскольку Решение № 221 на тот момент еще действовало, общество обратилось и в Хозяйственный суд г. Киева как в окружной административный суд с исковым требованием признать с 1 января 2004 года таким, что не отвечает акту высшей юридической силы, а именно ГКУ, Решения № 221 в части требования публикации годового отчета закрытого акционерного общества. Это требование было установлено п.2 Решения № 221. Этот иск был удовлетворен, а ГКЦБФР принятое решение не обжаловала. Таким образом, в судебном порядке однозначно было установлено, что требование, предъявляемое к закрытым акционерным обществам об обязательном обнародовании ими отчетности, противоречит требованиям законодательства.

Одновременно в мотивировочной части принятого судом решения (постановление Хозяйственного суда г. Киева от 15.11.2007 г. по делу № 48/237-А) были установлены важные обстоятельства, которые касаются вопросов подачи отчетности закрытыми акционерными обществами в условиях действия нового законодательства о ценных бумагах. Так, судом было установлено, что в соответствии со ст.152 и 162 ГКУ в системной связи с Законом об аудиторской деятельности, из всех акционерных обществ как эмитентов обязан публиковать для общего сведения документы только определенный круг акционерных обществ, и такими обществами являются исключительно открытые акционерные общества. Закрытые акционерные общества к этому кругу не отнесены. Далее в решении суда было отмечено, что в соответствии с частью первой ст.39 Закона о ЦБ, эмитенты, которые осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг, обязаны своевременно и в полном объеме раскрывать информацию о финансово-хозяйственном состоянии и результатах деятельности эмитента в сроки, установленные законодательством. Указанной нормой специальное законодательство о ценных бумагах приведено в соответствие с частью пятой ст.152 ГКУ. Следовательно, теперь закрытые акционерные общества, которые не осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг, не обязаны обнародовать свою отчетность.

Следует подчеркнуть также и вывод суда о том, что норму ст.40 Закона о ЦБ нельзя рассматривать вне контекста ст.39 этого же Закона, поскольку последняя ограничила круг эмитентов, которые должны раскрывать информацию, лишь теми из них, которые осуществили открытое (публичное) размещение ценных бумаг. Эмитенты, которые не осуществляли открытого (публичного) размещения ценных бумаг, под действие ст.40 Закона о ЦБ не подпадают.

К аналогичному выводу пришел и Донецкий апелляционный административный суд. Так, в его постановлении от 01.04.2008 г. по делу № 22-а-4/08 было отмечено, что противопоставление норм части пятой ст.152 ГКУ и ст.39 Закона о ЦБ, с одной стороны, и ст.ст. 40 и 41 Закона о ЦБ, с другой стороны, является ошибочным. Апелляционный административный суд признал, что нормы ст.ст. 40 и 41 Закона о ЦБ касаются именно тех эмитентов, которые определены в ст.39 Закона о ЦБ, то есть тех, которые осуществили открытое размещение ценных бумаг. Кроме того, суд обратил внимание на то, что в часть вторую ст.162 ГКУ включена фраза «акционерного общества, в том числе такого, которое не обязано публиковать для общего ведома документы». То есть ГКУ четко определяет, что есть акционерные общества, которые обязаны публиковать информацию, а есть такие акционерные общества, которые не обязаны этого делать. Это, по мнению коллегии судей Донецкого апелляционного административного суда, опровергает утверждение об обобщающем требовании ст.40 и 41 Закона о ЦБ относительно всех эмитентов. В результате суд признал требование Донецкого территориального управления ГКЦБФР относительно обнародования отчетности закрытым акционерным обществом незаконным. И постановление апелляционной инстанции, следует заметить, вступило в законную силу.

Также следует отметить, что по иску закрытого акционерного общества Окружной административный суд г. Киева своим постановлением от 14.03.2008 г. по делу № 9/66 признал Раздел VI «Состав и порядок представления годовой информации эмитентами – закрытыми акционерными обществами» Положения № 1591 таким, что не отвечает актам высшей юридической силы: а именно части пятой ст.152 ГКУ, части четвертой ст.14 Закона о бухучете, п.1 части первой ст.8 Закона об аудиторской деятельности. При этом Окружной административный суд применил ту же аргументацию, что и указанные выше Хозяйственный суд г. Киева и Донецкий апелляционный административный суд. Это отвечает принципу единого правоприменения, определенного, в частности, Законом о судоустройстве Украины.

Таким образом, если закрытое акционерное общество, как эмитент ценных бумаг, считает для себя нецелесообразным подавать информацию о себе кому-либо, кроме своих акционеров, оно имеет все шансы (в случае возникновения определенных претензий со стороны контролирующих органов) защитить свою позицию в суде.

Бухгалтерия, 2008, № 22 (801), с.66-69