Адвокатське бюро Марка Бєлкіна «Еталон»
img016

Written on 03.07.2016   By   in Публікації

Бєлкін М.Л.

Защита прав должника в процедурах принудительного взыскания

В предпринимательской деятельности, к сожалению, встречаются случаи, когда у одного субъекта предпринимательской деятельности возникает долг перед другим субъектом предпринимательской деятельности. При условии неисполнения такого долгового обязательства добровольно возможно его принудительное взыскание на основании решения суда. И хотя в пословице говорится, что «долг платежом красен», права должника в процедурах взыскания должны быть защищены.

Как осуществляется взыскание

Условия и порядок исполнения решений судов, подлежащих принудительному исполнению в случае неисполнения их в добровольном порядке, определяются Законом № 606[1]. Исполнительное производство как завершающая стадия судебного процесса и принудительное выполнение решений других органов – это совокупность действий органов и должностных лиц, указанных вЗаконе № 606, направленных на принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц), которые осуществляются на основаниях, способами и в пределах полномочий, определенных этим Законом, другими нормативно-правовыми актами, изданными в соответствии с ним (ст.1 Закона № 606). Принудительное исполнение решений в Украине возлагается на Государственную исполнительную службу, входящую в систему органов Министерства юстиции Украины.

При осуществлении исполнительного производства государственный исполнитель, в частности, имеет право налагать арест на имущество должника, опечатывать, изымать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его в порядке, установленном законодательством. Также во исполнение решения суда о взыскании денежных средств или наложении ареста в порядке, установленномЗаконом № 606, государственный исполнитель имеет право налагать арест на имущество должника, в том числе на денежные средства, которые находятся на счетах в учреждениях банков, на счета в ценных бумагах, а также опечатывать кассы, помещения и места хранения денег (часть третья ст.5 Закона № 606).

Государственный исполнитель открывает исполнительное производство на основании исполнительного документа. Если должником является юридическое лицо, то исполнение осуществляется по местонахождению его постоянно действующего органа управления или имущества. Постановление об открытии исполнительного производства государственный исполнитель выносит в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа. Руководствуясь ст.24 Закона № 606, государственный исполнитель в постановлении об открытии исполнительного производстваустанавливает срок для добровольного исполнения решения, который не может превышать семи дней[2], и предупреждает должника о том, что по истечении установленного срока исполнение решения будет осуществляться в принудительном порядке со взысканием с него исполнительного сбора (ст.46 Закона № 606) и расходов, связанных с осуществлением исполнительных действий (ст.45 Закона № 606). В случае полного добровольного исполнения решения должником в установленный для добровольного исполнения срок государственный исполнитель составляет об этом акт, который является основанием дляокончания исполнительного производства. Если же должник в установленный срок добровольно не исполнил решения, то государственный исполнитель безотлагательно начинает его принудительное исполнение.

Но прежде чем приступить к принудительному исполнению решения, государственный исполнитель в соответствии с требованиями ст.30 Закона № 606 должен убедиться в следующем:

¨       получена ли должником копия постановления об открытии исполнительного производства;

¨       осуществлены ли должником действия, направленные на добровольное исполнение решения, в установленный постановлением об открытии исполнительного производства срок.

И если выяснится, что копия постановления об открытии исполнительного производства получена должником несвоевременно, в результате чего должник был лишен возможности добровольно исполнить решение в установленный государственным исполнителем срок, то государственный исполнитель откладывает осуществление исполнительных действий и возобновляет должнику срок для добровольного исполнения решения. Однако сделать это государственный исполнитель может только при условии подачи должником соответствующего письменного заявления и при подтверждении факта несвоевременного получения указанного постановления (часть вторая ст.30 Закона № 606).

Меры принудительного исполнения решений перечислены в ст.4Закона № 606. В частности, если должником является предприятие, то к нему могут быть применены такие меры принудительного взыскания, как обращение взыскания на его имущество, в том числе и на денежные средства, изъятие у него и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении, а также другие меры, предусмотренные решением суда. Общий порядок обращения взыскания на имущество должника описан в ст.50-622 Закона № 606, а порядок обращения взыскания на имущество должника – юридического лица – в ст.63-66 Закона № 606. Обращение взыскания на имущество должника заключается в его аресте (описи), изъятии и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам в первую очередь обращается на денежные средства должника в гривнях и иностранной валюте, другие ценности, в том числе средства на счетах и вкладах должника в банках, на счета в ценных бумагах в депозитариях ценных бумаг. Если данных о наличии у должника – юридического лица счетов и вкладов в банках или других финансовых учреждениях нет, государственный исполнитель получает эти сведения в органах ГНС (они обязаны предоставить эту информацию в 3-дневный срок). При наличии информации о денежных средствах и других ценностях должника, которые находятся на счетах в банках или других кредитных организациях, на них налагается арест. Если у должника отсутствуют средства, достаточные для удовлетворения требований взыскателя, то взыскание обращается еще и на принадлежащее должнику иное имущество.

Следует обратить внимание на то, что в случае неисполнения решения в срок, установленный для его добровольного исполнения, в соответствии со ст.46 Закона № 606 с должника постановлением государственного исполнителя[3] взыскивается исполнительный сбор в размере 10% от фактически взысканной суммы или стоимости имущества должника, которое передано взыскателю по исполнительному документу. В случае неисполнения добровольно решения нематериального характера (например, выселения должника из незаконно занимаемого им помещения) исполнительный сбор с должника – юридического лица взыскивается в размере 50 ннмдг[4](850 грн.). И наибольшее количество претензий к исполнительной службе возникает как раз по поводу взыскания именно исполнительного сбора. Сразу отметим, что ст.85 Закона № 606предоставляет должнику право на подачу жалобы в исполнительном производстве (она подается в письменном виде) как на действия государственного исполнителя по исполнению решения суда, так и на его бездействие. Жалоба может быть подана начальнику соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, или в соответствующий суд.

Всегда ли взыскивается исполнительный сбор

Исходя из формулировки ст.46 Закона № 606, согласно которой «в случае неисполнения решения в срок, установленный для добровольного его исполнения, с должника … взыскивается исполнительный сбор…», может создаться впечатление, что исполнительный сбор взыскивается всегда, когда решение не было исполнено добровольно в установленный срок. Однако в действительности это не так. Следует обратить внимание, что ст.46Закона № 606 предусмотрено взыскание исполнительного сбора в размере 10% от фактически взысканной суммы или стоимости имущества должника, переданного взыскателю по исполнительному документу. То есть для возникновения основания для взыскания исполнительного сбора государственный исполнитель должен фактически исполнить решение. Если же должник исполнил решение самостоятельно даже после истечения срока, установленного для добровольного его исполнения, исполнительный сбор не взыскивается. Данная правовая позиция подтверждается и Верховным Судом Украины (далее – ВСУ). Так, в п.20 Постановления Пленума ВСУ от 26.12.2003 г. № 14 «О практике рассмотрения судами жалоб на решения, действия или бездействие органов и должностных лиц государственной исполнительной службы и обращений участников исполнительного производства» сказано, что расходы исполнительного производства и исполнительный сбор взыскиваются по постановлению государственного исполнителя с должника, если последний не исполнил решение добровольно в установленный для этого срок и оно было исполнено принудительно. То есть условием для взыскания исполнительного сбора является фактическое принудительное исполнение судебного решения.

Подтверждает этот вывод и судебная практика. Так, в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины (далее – ВХСУ) от 24.02.2005 г. по делу № 25/69-03-2560[5] определена следующая хронология взыскания: на добровольное исполнение судебного решения судебным исполнителем был определен срок до 24.12.2003 г., а фактически судебное решение было добровольно исполнено 07.05.2004 г., при этом постановление о взыскании исполнительного сбора было принято 27.07.2004 г. Должник обжаловал действия судебного исполнителя по взысканию с него исполнительного сбора. Ведь он в итоге добровольно исполнил решение суда. Суд первой инстанции отказал должнику в удовлетворении его требований, но апелляционный суд удовлетворил его жалобу. В свою очередь, ВХСУ в указанном постановлении отметил, что отменяя постановление хозяйственного суда и удовлетворяя жалобу должника, апелляционный хозяйственный суд учитывал нормы Закона № 606 и требования Постановления Пленума ВСУ от 26.12.2003 г. № 14 и пришел к правомерному выводу о том, что действия исполнительной службы по вынесению постановления от 27.07.2004 г. о взыскании с должника исполнительного сбора противоречат нормам законодательства и являются неправомерными, поскольку должник исполнил все в добровольном порядке без принудительного взыскания с него задолженности силами исполнительной службы.

Не менее интересно и постановление ВХСУ от 27.06.2007 г. по делу № 5/224. Из материалов дела следует, что исполнительная служба в принудительном порядке взыскала с должника 705563,05 грн., а 37288,16 грн. должник оплатил самостоятельно. При таких обстоятельствах суд обоснованно указал на то, что исполнительный сбор с должника подлежит взысканию в размере 10% от фактически взысканной суммы, которая составляет 70556,31 грн., а действия исполнительной службы по излишнему удержанию исполнительного сбора с суммы в 3728,81 грн. следует признать неправомерными.

А в постановлении ВХСУ от 10.06.2008 г. по делу № 29/149 отмечено следующее нарушение, допущенное исполнительной службой при взыскании исполнительного сбора с должника. Так, отделом государственной исполнительной службы не было доказано обстоятельств принудительного исполнения решения суда и изданного на его основании приказа хозяйственного суда, а также фактического взыскания с должника присужденных ко взысканию средств. В этом постановлении ВХСУ отмечено, что согласно ст.46Закона № 606 исполнительный сбор в размере 10% от фактически взысканной суммы или стоимости имущества взыскивается с должника постановлением государственного исполнителя в случае неисполнения им решения в срок, установленный для его добровольного исполнения. Таким образом, размер исполнительного сбора определяется в зависимости от суммы, которая фактически взыскана, или в зависимости от стоимости имущества, которое передано взыскателю по исполнительному документу. А, следовательно, право органа государственной исполнительной службы на взыскание исполнительного сбора возникает лишь в случае взыскания с должника сумм или передачи имущества должника взыскателю, посколькуименно эти взысканные принудительно исполнительной службой суммы и являются базой для начисления 10% суммы исполнительного сбора. В постановлении ВХСУ также отмечено, что в соответствии с постановлением отдела государственной исполнительной службы приказ был возвращен взыскателю по его заявлению без исполнения (на основании ст.40 Закона № 606), что дополнительно доказывает факт отсутствия принудительного исполнения судебного решения.

Следовательно, даже после истечения срока на добровольное исполнение решения добровольное погашение долга поможет избежать дополнительных потерь в виде исполнительного сбора. Вместе с тем такие самостоятельные действия нужно предпринимать осторожно, с учетом ограничений на распоряжение деньгами и имуществом, которые могут возникнуть при исполнительном производстве.

Но не только момент добровольности в исполнении решения суда играет роль при освобождении должника от уплаты исполнительного сбора. Не случайно в начале статьи обращено внимание на требование ст.30 Закона № 606, в соответствии с которым государственный исполнитель, прежде чем приступить к принудительному исполнению решения, должен убедиться в том, аполучена ли должником копия постановления об открытии исполнительного производства, в котором указаны и сроки для добровольного исполнения решения. Если судебный исполнитель не убедился в том, что должник знаком с постановлением об открытии исполнительного производства, то у судебного исполнителя отсутствуют основания для принудительного исполнения решения суда, а также отсутствуют основания и для взыскания с должника исполнительного сбора. Ведь должнику фактически не предоставили возможности реализовать свое право на добровольное исполнение судебного решения. Что позволило бы ему избежать взыскания с него и исполнительного сбора. Как показывает судебная практика, такие случаи неправомерного взыскания исполнительного сбора нередки. Но пострадавшим должникам удается отстоять свои интересы в суде и успешно обжаловать неправомерное взыскание с них исполнительного сбора. Это, в частности, подтверждается постановлением ВХСУ от 15.07.2008 г. по делу № 14/639[6], постановлением Хозяйственного суда Сумской области от 13.11.2008 г. по делу № АС14/388-08, постановлением Львовского апелляционного хозяйственного суда от 19.03.2007 г. по делу № 8/71-38.

В заключение хотелось бы сделать следующий вывод. Хоть и получается, что должник является нарушителем (ведь он неправомерными действиями нарушил права своего контрагента, что в итоге и привело к судебному разбирательству), но и у него есть охраняемые законом права. А знание своих прав, как известно, позволяет контролировать их соблюдение и не допускать их нарушения.

[1]Закон Украины от 21.04.99 г. № 606-XIV «Об исполнительном производстве» (прим. ред.).

[2]Для добровольного исполнения решения суда о принудительном выселении дается срок в пятнадцать дней (прим. авт.).

[3]Это постановление утверждается начальником соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель (прим. авт.).

[4]Не облагаемый налогом минимум доходов граждан (прим. ред.).

[5]Судебное решение размещено на сайте Высшего хозяйственного суда Украиныwww.arbitr.gov.ua (прим. авт.).

[6]См. Единый государственный реестр судебных решений [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.court.gov.ua, свободный (прим. авт.).

Бухгалтерия, 2009, № 15 (846), с.72 — 74